8 (8142) 28-55-95
заказать звонокМинтранс и МВД подготовили пакет масштабных поправок к правилам дорожного движения. Работа над документом велась более трех лет, сейчас он направлен в Минюст. Впервые вводится регулирование движения электросамокатов, появляются новые дорожные знаки, зеленая, красная и синяя разметка. В ПДД также пропишут запрет на стоянку легковых машин на островках безопасности и стоянку автобусов в жилых зонах. Подробный обзор документа — в материале «Ъ».
Изменения вносятся в постановление правительства No 1090, то есть в правила дорожного движения. Изначально документ задумывался для регулирования движения электросамокатов, затем оброс множеством других поправок, в 2020 году «Ъ» делал подробный их обзор. Сейчас подготовлена новая редакция, недавно она прошла финальные согласования в аналитическом центре при правительстве РФ и направлена в Минюст. Сроки вступления в силу неизвестны.
Сегодня они в большинстве случаев приравниваются к пешеходам, если мощность электросамоката менее 250 ватт, и к водителям мопедов, если мощность гаджета больше 250 ватт. Водитель мопеда должен иметь права и не садиться за руль пьяным.
В рамках новых ПДД для электросамокатов, моноколес, сигвеев и других устройств с электродвигателями вводится новый термин — средство индивидуальной мобильности (СИМ): оно будет считаться транспортным средством. Независимо от мощности двигателя пользователи СИМов не будут больше считаться водителями мопедов.
Вводятся общие права и обязанности пользователей СИМов:
Также вводятся отдельные правила в зависимости от возраста катающегося.
От 7 до 14 лет: можно также ездить по велосипедным дорожкам.
Старше 14 лет:
При отсутствии обочины можно ехать по правой стороне проезжей части при следующих условиях:
Минтранс ранее разъяснял, что к нарушителям правил для СИМов, вероятнее всего, будет применяться статья 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Штраф — 800 ₽ или 1,5 тыс. руб., если нарушение совершено в пьяном виде. Это действующая норма, но она еще может поменяться в рамках нового КоАПа, над которым сейчас работает Минюст.
При выезде на дорогу с прилегающей территории (и при съезде с нее во двор, на заправку и т. д.) водитель должен будет уступить дорогу СИМу. Аналогичное правило вводится, если водитель поворачивает направо или налево на перекрестке. На регулируемых переходах при включении зеленого сигнала светофора водитель должен будет дать возможность людям на электросамокатах закончить переход проезжей части.
Уточняется разная терминология. Полоса, выделенная «конструктивно» или с помощью разметки, отделяющая автобусные или велосипедные полосы, будет официально считаться «разделительной полосой». Поскольку выезд на нее запрещен, то ГИБДД сможет применять штраф —1,5 тыс. руб. по ст. 12.15 КоАП или 500−3000 ₽ по ст. 12.16 КоАП. Сегодня у большинства водителей разделительная полоса ассоциируется с полосой на Кутузовском проспекте, где ездят чиновники.
Вводится запрет остановки и стоянки на «островках направляющих и островках безопасности». Термин «островок безопасности» уже описан в действующих правилах. Термин «островок направляющий» вводится впервые: «элемент обустройства автодороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков».
При выезде на «островки» будет применяться штраф 500 ₽ по ч. 1 ст. 12.15 КоАП либо штраф 2,5 тыс. руб. по ч. 5 ст. 12.16 КоАП, если выезд на «островок» совершен в Москве или Санкт-Петербурге.
Пункт 2.1.1, обязывающий водителей иметь с собой СТС, права, ОСАГО и т. д., будет снабжен сноской: «документы, предусмотренные в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством, предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».
Напомним, что электронное ОСАГО существует уже давно, недавно ГИБДД и Минцифра запустили мобильное приложение «Госуслуги. Авто», генерирующее QR-код — электронный образ СТС. Его можно предъявлять инспектору, но оригинал документа должен быть при себе. Если примут поправки к ПДД и «законодательно» опишут возможность перевода СТС в электронный вид, то в теории один пластиковый документ на машину можно будет оставлять дома. Не исключено, что впоследствии то же самое произойдет и с водительскими правами, а также путевыми листами, которые Минтранс тоже планирует перевести в электронный вид.
Сегодня по окончании работ (ремонт, содержание и т. д.) на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение машин и пешеходов. Поправки уточняют, что подрядчик должен убрать все временные «технические средства организации дорожного движения» (конусы, знаки и т. д.), а также стереть временную разметку. За несоблюдение этих требований ГИБДД будет применять ст. 12.34 КоАП, предусматривающую штраф до 500 тыс. руб. для юрлиц и до 100 тыс. руб. для должностных лиц.
Закрепляется возможность применения нового вида световой секции в светофоре в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета. Она предупреждает водителя о том, что на переходе, в направлении которого он поворачивает, включен зеленый свет и там идут люди, которых надо пропустить. Подобные секции уже предусмотрены ГОСТом и применяются в Москве и области, поправки легализуют эту практику.
При въезде на круговой перекресток водитель транспортного средства будет обязан уступить дорогу автомобилям, движущимся по такому перекрестку, только в том случае, если пересекающиеся дороги — равнозначные. Проще говоря, принцип «на круге главный» будет действовать при соблюдении, как минимум, двух условий:
При этом сохраняется действующее правило:
Вводится правило, согласно которому, если перед автомобилем на проезжей части остановилось маршрутное транспортное средство, сзади которого загорелось табло: «Внимание, пассажир!» (или силуэт пассажира на табло), то водитель обязан остановиться перед желтой зигзагообразной разметкой на остановке, а если ее нет — то непосредственно перед транспортным средством. Ехать дальше разрешено только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения табло. Данная поправка касается, прежде всего, случаев, когда по середине проезжей части расположена трамвайная остановка и перед машиной остановился трамвай, из которого на дорогу выходят пассажиры.
Водителям любых автобусов запретят разгоняться за пределами населенного пункта быстрее 70 км/ч (независимо от типа дороги), если в салоне есть стоячие места и нет ремней безопасности. Ограничение коснется всех автобусных маршрутов, выезжающих за пределы города. Если места только сидячие и есть ремни, то можно разгоняться до 90 км/ч, как и сегодня.
К тому же автобусам запретят стоять в жилых зонах за пределами специально выделенных и обозначенных мест, а также проезжать под новый знак «Движение автобусов запрещено» (не касается школьных автобусов).
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости вне населенных пунктов водители мопедов будут обязаны иметь при себе «предметы» со световозвращающими элементами (куртки с полосами и т. д.). По действующим правилам — это только рекомендация.
Если на обеих сторонах улицы установлены знаки 3.30 и 3.29 (запрет стоянки по четным и нечетным числам), то можно будет парковаться на любой стороне с 21 до 24 часов. Сейчас это разрешено с 19 до 21 часа. Поправка упростит жизнь гражданам, поздно возвращающимся с работы и желающим переставить автомобиль на другую сторону (чтобы не получить штраф).
Уточняется, что под запрещающими знаками 3.28−3.30 смогут парковаться только легковые такси, а грузовые не смогут (сегодня они таким правом обладают).
Зона действия запрещающих знаков 3.27−3.30 будет прекращаться после установки знаков 5.29 «Зона регулируемой стоянки» и 6.4 «Парковка». Сейчас если один из этих указателей стоит, то запрет формально продолжает действовать (а значит, сохраняется и риск эвакуации), хотя это несколько противоречит здравому смыслу, путает граждан и создает споры между автомобилистами и эвакуационными службами.
Желтая линия вдоль бордюра, которая начинается от знака «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена», больше не будет означать зону действия указателя. Запрет будет действовать до следующего перекрестка, другого знака или конца населенного пункта независимо от того, есть линия, кончилась она или нет.
Вводятся новые знаки:
Действие знаков, ограничивающих проезд машин определенного экологического класса, не будет распространяться на электромобили, автомобили со знаком «Инвалид» и транспортные средства, которые принадлежат гражданам, проживающим в зоне действия знака. Указатели эти, напомним, были введены в ПДД в 2017 году и пока нигде еще не применялись.
Появляется возможность применения разметки красного, синего, черного и зеленого цветов. Синяя разметка типа 1.7 (прерывистая) будет применяться для обозначения зон платных парковок.
Водители автомобилей с желтым и оранжевым маяком смогут отступать от ряда требований ПДД при выполнении работ по реконструкции и капремонту дороги. Сейчас такое право есть у них только во время строительства, ремонта и содержания, а также при погрузке перемещаемых автомобилей.
Капремонт, реконструкция и ремонт автодорог, напомним, это разные процедуры, для них привлекаются разные подрядчики и выделяется, как правило, разный бюджет. Например, на многих федеральных трассах в столичном регионе (например, на М-8 «Холмогоры») сейчас идет именно реконструкция. Формально, с точки зрения действующих ПДД, местные «дорожники» пользоваться желтыми мигалками там не могут.
Иван Буранов
https://auto.mail.ru/article/82718-kak-izmenyatsya-pravila-dorozhnogo-dvizheniya/